Неграмотный простец, сохранивший чистоту сердца, более мудр, чем богослов, который не победил своих страстей.
Смиренный, когда его незаслуженно оскорбляют, найдёт в себе силы, чтобы простить обидчика. А гордый носит обиду годами, которая разъедает его сердце, как ржа железо, отравляя его кровь, как гнойная язва. Поэтому гордый — первый враг для самого себя.
Как вспышки молнии во время ночной грозы освещают землю, вырывая её из царства тьмы, так и благодать своим нетленным Божественным светом показывает человеку беспредельные просторы вечности, перед которыми земная жизнь кажется только сновидением.
Благодать не может войти в душу, в которой царствуют страсти. Поэтому заповедь учит отрывать от сердца то, что человеку кажется дороже, чем спасение своей души; отрывать с болью, как режут и прижигают поражённое гангреной тело.
Перед тем, кто стяжал благодать, открываются души людей, как сомкнутые лепестки цветов перед лучами утренней зари. Поэтому человек в свете благодати начинает по-настоящем сострадать другим людям.
Без видения своих грехов покаяние невозможно; без покаяния невозможно приобщение к благодати; без благодати — приближение к Богу и единение с ним.
Мудрый учится на чужих ошибках; умный не повторяет своих, а глупый падает на одном и том же месте и при этом обвиняет не себя, а других людей и даже Бога.
Человек, умеющий обвинять себя, не будет терять внутреннего мира, не станет проклинать людей и жизненные обстоятельства и бить кулаками воздух. Он будет думать о том, какие он совершил ошибки, как поступить, чтобы исправить их, и даже чашу самых тяжёлых испытаний он примет как лекарство души.
Покаяние — это суд над собой прежде Божиего суда. Оно отводит кару Божию и превращает проклятие в благословение.
Кто уповает на друзей, того ждёт разочарование, их часто не оказывается рядом в трудную минуту. А кто надеется на Бога, тот неожиданно найдёт друзей даже среди своих врагов.
Милость Божия проявляется не только в благополучии человека, но и в испытаниях и наказаниях, которые представляют хотя горькое, но спасительное лекарство.
Если человек приучит себя полагаться на Промысл Божий, то он с благодарностью будет принимать то, что посылает ему Бог, и то, что мирские люди принимают как беду и несчастье, будет считать пламенной чашей, которую подносит к его устам Сам Господь. Он научится больше ценить земные скорби — соль, убивающую червей в его душе, — нежели земные радости, в которых эти черви размножаются и растут, заражая душу болезненным увлечением этим миром.
Общение через слово требует большой затраты душевной и нервной энергии. Многословие ведёт к поверхностному мышлению, неспособности глубоко вникать в духовные вопросы. Поэтому болтливые люди обычно остаются до смерти пустоцветами.
Многословие обычно противоположно глубине мышления. Слово должно быть выявлением назревшей мысли, а в многословии преобладают страстно-чувственные эмоции. Поэтому многословный человек часто говорит во вред самому себе.
Не следует говорить о том, чего ты не знаешь, в чём ты не уверен, что связано с духовным вредом для слушающих тебя. Нужно говорить о том, в чём ты сведущ, что полезно для других, и при этом говорить кратко.
Душа каждого человека — тайна. Знать сердце другого, видеть его стремления, желания, его борьбу со страстями и демоническими силами, добрые дела совершённые им, мы не можем. Поэтому наш суд о человеке никогда не будет свободен от клеветы.
Каждое осуждение содержит в себе ложь, хотя бы оно и казалось внешне правдоподобным. Ведь Господь будет судить человека не только по его делам, но и по состоянию его сердца, а глубина чужого сердца закрыта для нас, поэтому осуждающий людей – слепой судья и лжец.
Осуждение – одно из проявлений гордыни, это страсть, которая даёт возможность ничтожеству, очерняя других, любоваться собой.
Как мухи облепляют падаль, так тёмные духи и подлые люди облепляют тех, кто лжёт. Если человек будет говорить правду, то демон не найдёт в нём своего, и не только демон, но и лживые друзья отступят от него.
Насколько человек горд, настолько считает себя лучшим и высшим остальных, настолько сильнее его конфликт с окружающим миром, настолько острее его внутренний разлад, настолько он отдаляется от Бога.