Каждая часть мироздания, несёт себе определённый смысл. Человек, взаимодействуя с миром, постигает эти смыслы и овеществляет их в создаваемых вещах. Именно вложенный смысл делает вещь ценной и выделяет её среди других. Например, книги имеют ценность только для тех, кто умеет читать.
Богатство человека заключается в том, в какие глубины смыслов он может погрузиться, взаимодействуя с окружающим миром. Тот же кто только собирает вещи, смысла которых не понимает, в действительности ими не обладает, а является лишь временным хранителем, не принадлежащих ему сокровищ.
Тот, кто на словах рассуждает о высших материях, а на деле не имеет элементарного смирения, подобен гусенице, мечтающей о крыльях бабочки, но не запасающей пищу.
Сперва гусеница должна наесть большое тело, при этом не попадаться на глаза птицам и других охотникам. Собрать духовную заслугу тайно, не афишируя своих благих дел.
Потом она должна соорудить кокон, защищённый от внешних угроз и прибывать там длительное время, пока не произойдёт преобразование. Заниматься духовными практиками в уединении, вдали от мирской суеты.
И только потом, из кокона на свет появляется бабочка, способная летать. Придёт осознавание высшего закона.
Если же гусеница не будет выполнять своей дхармы и захочет пропустить весь этот длительный скучный цикл, стараясь полететь с ветки ближайшего дерева. Глупая гусеница будет съедена птицами, которые почему-то не знают о её мечтах.
Добродетель, это маяк, указывающий нам направление пути. Пусть он далеко и кажется недостижимым, если мы будем плыть в его направлении, то каждый наш шаг, будет приближать заветную цель. Достичь полноты совершенства очень не просто — когда мы преодолеваем один рубеж, открывается новый, ранее не видимый. Тот же, кто достиг берега высшего осознавания, уже не имеет нужды куда-либо плыть.
Чернила и бумага необходимы, чтобы овеществить придуманное стихотворение, это инструментарий. Хорошие чернила и бумага способствуют наибольшей точности при передаче смысла. Но если нечего передавать, если в стихотворении нет смысла – мы только испортим чернила и бумагу.
Гора противоречит океану: она гордо возвышается над ним, стремясь ввысь, к небу. Океан же никуда не стремится: в нём всё подчинено глади горизонта. Но реки существуют только благодаря противоречию горы и океана. Они рождаются в вершинах гор и, проходя длинный путь через возвышенности и равнины, питая своей жизненной влагой растительный и животный мир, впадают в океан.
Пётр уверял Христа, что пойдёт за него на верную смерть; в итоге трижды отрёкся от него. Иоанн молчал, но был с Христом до конца. Тот, кто действительно одушевлён страстью ко Господу, не болтает об этом.
Мудрый говорит: «Я самый грешный и недостойный из людей». Он говорит так не из тщеславия, а потому что благодаря неутомимому рвению к Богу ему открылось видение огромной пропасти между ним и Божественными идеалами. Невежда же хвастает своим показным рвением, будучи в действительности опустошённым и равнодушным к Богу.
Унижая царя, мы унижаем всех, кто верит в него. Оскорбляя святых, мы оскорбляем их религию и их последователей. Восхваляя и почитая невежество, мы тем самым способствуем его укреплению и распространению. Смешивая высшее с низменным, мы разрушаем систему координат, в которой существуем, а следовательно, разрушаем и себя.
Высший закон, проявляясь в материальном мире, образует всё его многообразие: высокие скалы и глубокие ущелья, обжигающую жару и леденящий холод, яркий день и тёмную ночь. Пронизывая человека, он образует героизм и предательство, любовь и ненависть, чистоту и грязь помыслов.
Это закон и люди, соблюдающие его – овеществляют его своей жизнью. Они идут по лестнице эволюции, от низшего к высшему.
Те же, кто не желает знать закона и смешивает высокое с низменным, светлое с тёмным, горячее с холодным, получают в итоге серую бесформенную жижу. Они срезали все острые углы, смешали все краски в своей картине мира – не к чему больше стремиться и не от чего бежать – можно ложиться и умирать.
Как магнитное поле придаёт направление металлической стружке, создавая из неё различные узоры, так и смыслы направляют жизнь человека, формируя узоры желаний. Эти смыслы являются отражением высшего закона и передаются в виде: обычаев, традиций, религии, культуры и образования.
Циник в данном случае это человек, не имеющий ни осознавания высших смыслов, ни веры в них и поэтому оперирующий низшими животными смыслами. Подвергая сомнению высшие смыслы, он может смутить других людей, имеющих веру, но также не имеющих осознавания. Отказавшись от веры, эти люди, будучи низвергнуты на животный уровень, ничего не получат взамен, а только потеряют то, что имели.
Вера это проводник, через который человек может получить высшие знания и осознание. Если человек замкнётся на себе, противопоставляя себя миру, он сам отрежет себе путь к знанию и потеряет всё что имел, в том числе человеческий облик. Стружка потеряет магнитные свойства.
Человеку свойственно сравнивать себя с другими. Как правило, он считает, что ему чего-то недодали; ведь у других, менее достойных с точки зрения такого человека, есть то, чего нет у него. Это поверхностное сравнение может доставлять человеку страдания. Но можно использовать природную склонность сравнения и в благих целях.
Изучение жизнеописаний духовных подвижников позволяет человеку сравнить себя с ними: свои тепличные условия с их невыносимыми и суровыми условиями. Это даёт человеку понимание того, что не так уж всё и плохо и придаёт силы для преодоления жизненных трудностей, а мудрые советы подвижников помогают в осознании жизненных уроков.
Смирение приходит только по мере осознавания Божественной воли, его невозможно сымитировать. Тот, кто для виду смиряется перед одними, но превозносится перед другими, а в душе презирает и тех, и других – жалкий раб своего тщеславия. Такой человек заботится только о внешнем признании и неряшлив в делах. Хотя он может ввести во временное заблуждение подобных себе людей, в действительности обманывает только самого себя, так как деградирует в духовном плане.
Смиренный видит себя и других, как части Божественного мира, где каждый играет свою свыше отведённую роль. Такое смирение обнаруживает свой аромат в повседневных делах, словах и поступках человека.
На поиски земной славы человека толкает его эго. Поиски славы небесной возможны только при содействии души. Тот, кто служит своему эго – отворачивается от души. Тот, кто служит душе – подчиняет ей своё эго. При этом земная слава может быть* следствием славы небесной, как системообразующей, но небесная слава никогда не будет являться следствием славы земной.
Невежественный человек не чувствует тяжести своих грехов, как свинья не чувствует грязи. По мере того как* человек познаёт Божественный закон, в свете этого закона он всё чётче видит своё несовершенство.
Всякая честь, слава и могущество, утверждают наше самомнение и позиции эго, ослабляя тем самым, позиции души. Смирение же, наоборот, ущемляет эго и укрепляет душу. Служа эго, мы подвергаем себя большой опасности; служа душе – спасаемся.
Человек, порабощённый материальными желаниями, как правило, стремится к их насыщению. Удовлетворение чувственных желаний раздражает ум. Ум постепенно привыкает к раздражителю и требует всё больших насыщений. Чем больше человек получает, тем сложнее его удовлетворить. Так*, постепенно рождаются экзотические желания и различного рода извращения. В конечном итоге** человек разрушает себя и погибает.
Человек, идущий духовным путём, должен руководствоваться высшей мудростью, передаваемой духовными учителями. Доступ к этой мудрости имеет каждый: она отражена в священных писаниях, жизнеописании подвижников прошлого, а также может быть передана через носителей этой мудрости, живущих в настоящее время.
Ночью можно найти дорогу к дому, ориентируясь по звёздам, но если во тьме идти наугад, полагаясь только на себя, – можно легко заблудиться.
Действительности нет дело, до человеческих представлений о ней; она действует согласно своим законам, не зависимо от того, знает их человек или нет. Для того, чтобы мировоззрение человека соответствовало реальному миру, нужно этот мир изучать.
Истина находится вне проявленного мира и проявляясь, она облекается его ограничениями. Например, мы можем представить себе идею молотка, но создавая молоток из подручных земных материалов, придётся частично отойти от идеала. Человек, тоже является таким материалом и в зависимости от своего знания о мире, может более или менее полно воплощать высшие идеи и воспринять истину.
У каждого человека есть предрасположенности, которые он развивает и выращивает из жизни в жизнь. Кроме того, на его развитие могут влиять внешние факторы, способствуя или препятствуя развитию его предрасположенностей. Но в конечном итоге, судьба человека находится в его руках и только от его сознательных усилий зависит, какие благие качества он сможет взрастить и от каких дурных качеств избавиться. Иногда и дурная земля бывает полезна, она не даёт силы сорнякам дурных качеств, которые могли бы пышным цветом расцвести на земле благой.